В игре Stellaris, разработанной компанией Paradox Interactive, объявление войны представляет собой ключевой элемент межзвёздной дипломатии и управления империей. Этот процесс строго регламентирован и требует соблюдения ряда условий, зависящих от формы правления, этики, технологий и текущих дипломатических отношений.
Перед объявлением войны необходимо соблюдение определённых формальных требований. В противном случае опция станет недоступной.
Casus Belli — это официальный повод для войны, необходимый для её начала. В Stellaris существуют следующие распространённые типы поводов:
Подчинение (Subjugation)
Освобождение (Liberation)
Идеологическое вмешательство (Ideological)
Очистка ксеносов (Purge)
Возврат территорий (Claim)
Защита вассала или федерации
Форма правления и гражданские модели могут запрещать объявление войн без веских причин. Например:
Пацифисты не могут начинать завоевательные войны.
Империи с гражданской моделью «Фанатичный пацифизм» полностью ограничены в агрессии.
Машинные сознания и Улей могут объявлять войны только по определённым шаблонам (например, «поглощение биомассы»).
Процесс объявления войны в Stellaris состоит из нескольких пошаговых действий:
Выбор цели войны (War Goal): выбирается из доступных Casus Belli.
Формальное объявление через дипломатическое меню: война объявляется через интерфейс дипломатии с выбранной империей.
Подтверждение союзников: при наличии федерации или вассалов, они автоматически вступают в конфликт.
Начало конфликта: после подтверждения войны активируются боевые действия.
Объявление войны от имени федерации требует согласования со всеми её участниками. Решение принимается голосованием на основании уровня централизации.
Если у цели войны заключён оборонительный пакт с третьей стороной, она вступит в войну на стороне защищаемой стороны. Аналогично, пакт о ненападении может временно ограничить возможность агрессии.
После объявления войны снижается отношение к агрессору со стороны других империй, особенно миролюбивых.
Показатель «Threat» увеличивается, что может привести к образованию коалиций против агрессивной империи.
Увеличение затрат на содержание армии и флота
Рост военной экономики в ущерб гражданской
Возможные восстания или нестабильность у завоёванных видов
Могут использовать уникальные цели войны, например «Ассимиляция органиков» или «Уничтожение биологических угроз».
Объявляют войны для распространения и потребления других цивилизаций, без возможности заключения традиционных договоров.
Имеют доступ к наиболее агрессивным вариантам Casus Belli, включая полное очищение планет от населения.
Можно ли объявить войну без Casus Belli?
Нет. В Stellaris требуется наличие повода для начала войны, за исключением редких событий или сценариев.
Что делать, если империя не поддерживает агрессивные войны?
Изменение этики, формы правления или переход к другой гражданской модели может разблокировать нужные типы войн.
Влияет ли технология на возможность объявления войны?
Да. Некоторые Casus Belli требуют специальных технологий (например, «Клонирование», «Генетическая модификация»).
Может ли вассал объявить войну?
Нет. Вассалы не могут инициировать войны без разрешения сюзерена.
Как влияет уровень централизации федерации на возможность войны?
При высоком уровне централизации решение о войне принимает президент федерации. При низком — требуется голосование всех участников.
Объявление войны Stellaris — комплексная игровая механика, зависящая от политических, дипломатических и технологических факторов. Понимание условий, при которых возможно начало конфликта, и грамотное управление имиперией обеспечивают успешное расширение территорий и укрепление влияния в галактике.